Гудит зал. Занавес подрагивает, как заслышавший зов боевой трубы мускулистый конь.
Оксана шумно втянута носом воздух:
- Слышишь? Пахнет по-другому. Другими людьми. Мужчинами. Женщинами. Другими.
Мы живём уже четыре года среди красивых, высоких, невозмутимых и бездушных ледяных статуй. Как пахнет ледяная фигура? Да никак. А тут...
И занавес пошёл вверх...
...Ещё не было нигде ничего, ещё до рождения Христа оставалось полтысячи лет, а на берегу Чёрного моря у предков грузин было своё Колхидское царство. Это у них было Золотое руно, "добытое" ушлыми греческими рейдерами. Это они одними из первых в мире научились чеканить монеты, выплавлять металлы, производить ткани и так далее. Они выработали правила поведения, принципы аристократии и рыцарства, уважениe к женщине и старикам. Они делали вино. Они играли на музыкальных инструментах.
И танцевали.
Ты сидишь в театре, а на сцене, как в калейдоскопе, нарушая все мыслимые законы физики и анатомии в зажигательном танце порхают стройные усатые потомки грузинских князей. Костюмы не кажутся театральными - это их кожа, это часть их тела и танца, и папаха, и газыри на груди, и кинжалы. Дивная красота женщин, лебединая пластика и грация, только подчёркиваются горделивой посадкой головы и выверенными тысячелетиями движениями танца, иногда быстрыми, иногда восхитительно плавными и медленными, но всегда естественными и уместными.
...Центр битв древнего мира. Иберийское царства, Царство Лазо, арабский халифат и Хазарский каганат, великая Армения, Иран и Византия, турки-сельджуки и войско Помпея, Римская Империя и Сасаниды. Настоящий Себастополис, позднее известный как многострадальный Сухуми, где росла моя мама. Царица Тамара, Тамерлан, Давид, Баграт, Джафар и Джалал ад-Дин. Одни империи захватывали другие, иногда терпя при этом культурное поражение, будучи очароваными культурой побеждённых...
Мужчина-воин, а женщина... Женщина остается красивой птицей, за которой надо ухаживать, которую нужно завоевывать, беречь и любить. Нормальные люди, нормальные социальные роли.
Боевой танец завораживает. Знанием, идущим из прошлого, ты видишь, что все движения имеют реальное боевое применение. Высокая подвижная стойка, обязательный атрибут потомственных воинов - кожаный пояс, холодное оружие средней длины, удар - защита - удар - подсечка - добивание. Работа в команде, работа в парах, развитый вестибулярный аппарат, ориентация в бою с любым уровнем освещения, владение своим телом на уровне циркового акробата.
Ты смотришь на танец, а на тебя смотрит История боевых искусств и боевой подготовки...
...Художник не от мира сего Нико Пиросмани и его настоящий миллион алых роз, контральто правнучки одесского раввина и наследницы княжеских традиций Тамрико Гвердцители, глиняная бутылка, запечанная сургучём с написанным химическим карандашом на кусочке клетчатой тетрадной бумаги витиеватыми буквами словом Хванчкара, книги Нодара Думбадзе, Буба Кикабидзе в фильме Данелия... Всё это также светится в волшебном фонаре, светящим со сцены, где танцует танцы народов Грузии национальный балет Сухишвили.
В антракте шумные, весёлые, стройные журавли-танцовщицы радостно бегают в общий курительный зал.
От них исходит сила, уверенность тысячелетних традиций и доброта.
Вам хорошо и спокойно
#LiterLG